Устная и письменная консультация адвоката

Наиболее распространенным видом правовой помощи, оказываемой адвокатом, являются консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре).
Элементарное представление о консультации как о совете специалиста по какому-либо вопросу предполагает уяснение сущности этого вопроса. Поэтому консультирование как вид оказания юридической помощи предполагает выделение двух относительно самостоятельных этапов в работе адвоката: уяснение сущности вопроса, с которым обращается доверитель, и собственно дача консультации.
Именно поэтому в интересах доверителя предоставить адвокату наиболее полную информацию, имеющую правовое значение для разрешения его проблемы.
Только имея необходимую и достаточную информацию, адвокат получает возможность разъяснить доверителю все варианты разрешения его конкретной ситуации, показать предполагаемые правовые последствия каждого из вариантов решения, помочь выбрать наиболее приемлемый для доверителя вариант решения и разъяснить пути реализации избранного им решения путем определения стратегии и тактики юридических действий.
При этом следует помнить о конфиденциальности в отношениях адвоката и его доверителя, об обязанности адвоката соблюдать профессиональную тайну, предметом которой является как сам факт обращения к нему конкретного человека, так и содержание бесед с доверителем и любая другая информация, касающаяся оказания юридической помощи.
Безусловно, что основу консультации составляют профессиональные юридические знания. Вся та теоретическая база, которая приобретается будущим адвокатом во время обучения в вузе, а затем на курсах повышения квалификации и главное — в его практической деятельности, находит реализацию и воплощение в процессе проведения консультации.
Адвокат, изучив проблему, выявив возможные способы ее решения, просчитав возможные последствия каждого из них, разъясняет это доверителю. Доверитель должен приложить встречные интеллектуальные усилия, понять и уяснить объяснения адвоката о достоинствах и недостатках предлагаемых вариантов. При этом он сам просчитывает возможные для него выгоды или потери. Он также прилагает интеллектуальные усилия, выбирая один из возможных способов, оценивает его оптимальность, исходя из своих субъективных устремлений.
Выбрав наиболее подходящий вариант решения проблемы, доверитель и адвокат продолжают сотрудничество, обсуждая пути и способы его реализации, определяя, кто из них какие действия должен будет для этого совершить.
У адвоката и доверителя могут быть разные представления о пользе. То, что кажется лучшим адвокату, может оказаться вообще неприемлемым для доверителя.
Поскольку задачей консультации является не демонстрация адвокатом своих профессиональных знаний, а правовая помощь доверителю в разрешении его проблемы, более верным представляется принятие решений исходя из интересов доверителя.
Вместе с тем опора на доверителя не означает, что адвокат должен идти у него на поводу. Доверитель не знает права и самостоятельно без помощи адвоката не может найти лучший вариант решения проблемы. Но адвокат не может вместо доверителя определить, какой из возможных вариантов окажется лучше именно для данного человека. Этот выбор может и должен сделать сам доверитель.
Как уже отмечалось, консультация может быть дана не только в устной, но и письменной форме. Подготовка письменной консультации — юридического заключения — занимает у адвоката значительно больше времени. Поэтому, как правило, письменное заключение адвокат готовит по особой просьбе доверителя. Письменное заключение, как и устная консультация, должно полно отвечать на вопросы доверителя и быть составлено на понятном для него языке, со ссылкой на действующее законодательство.
Своевременное обращение за устной консультацией к адвокату может помочь избежать множества проблем в будущем. Разумнее проконсультироваться, и сделать, чем сначала сделать, а потом идти к адвокату за советом, как избежать негативных последствий своих необдуманных поступков и решений.